Пролог в поучениях | Спасо-Преображенский храм п.Энергетик

Протоиерей Виктор Гурьев. ПРОЛОГ В ПОУЧЕНИЯХ

Дорогие друзья!
С 01.06.2014 года на страницах нашего сайта начинается публикация книги протоиерея Виктора Гурьева “ПРОЛОГ В ПОУЧЕНИЯХ”
“Пролог в поучениях” — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого “Пролог” пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг, “Пролог” украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало “Пролог” своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние “Пролога”: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на их основе сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из “Пролог” часто использовали русские писатели.

Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского “Пролога” протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века. Ему принадлежат также следующие труды: “Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года”, “Поучения по руководству житий святых подвижниц восточной церкви”, “Поучения по руководству афонского Патерика” (изд. 2, M., 1896). Пролог в поучениях был первоначально издан в России в 1889 году.
На страницах нашего сайта публикуется издание четвертое, с дополнениями Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва, 1912 г

К Благочестивым читателям

Предлагая вниманию вашему, благочестивые читатели, поучения, составленные нами по руководству Пролога, мы считаем долгом сказать вам, что побудило нас написать оныя.

Однажды, знаменитый церковный вития, Иннокентий, Архиепископ Херсонский, говоря слово при мощах преподобного Дмитрия Прилуцкого, сказал о мощах Святых так: «Для чего они возлежат пред нами столько веков, как опочившие вчера токмо сном? Неужели для того, чтоб принимать от нас поклонение? Но что нужды в наших поклонениях тем, коих мзда у Всевышнего, кои наслаждаются царствием небесным? Если они остаются среди нас видимо, не возносятся самою нетленною плотью на небо, то именно потому, чтоб наставлять и учить нас, чтоб показывать нам путь живота вечного.»

Если так выразился церковный вития о мощах Святых, то что сказать о самой жизни их, жизни, которая, к счастью нашему, сохранилась для нас хотя в письмени? Не указывает ли она нам не только путь живота вечного, но, вместе с этим, не открывает ли пред нами и самые врата, ведущие в царство небесное? О, поистине, так! Какою добродетелью не украсили себя Святые? Какого подвига не совершили? Какого урока ко спасению не подали нам? Желаем ли учиться у них любви к Богу? Их любовь была такова, что «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч… не могли отлучить их от любви Божьей во Христе Иисусе» (Римл. 8:35-39). Хотим ли примерами их укрепить свою веру? Их вера настолько была крепка, что они ею «побуждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на Бойни, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34). Найдем ли нужным учиться у Святых надежде на Бога? Мы найдем, что они держали «исповедание упования (т.е. надежды) неуклонное» (Евр. 10:23). Терпению ли вознамеримся учиться у них? Увидим, что одни из Святых «замучены были, не приняв освобождения…, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;… скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35-38).

Так, подлинно, смело можно утверждать, что нет добродетели, которою бы Святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после Слова Божия мы нигде не найдем лучших уроков ко спасению, кроме жизни их.

И вот все это и побудило нас воспользоваться таковыми уроками из Пролога, и сие уроки предложить вниманию вашему, читатели благочестивые, с целью утвердить вас в вере, укрепить в надежде и сделать совершенными и в любви.

Молим святых Божьих, да покроют, присущею им, всеобъемлющею и всепрощающею любовью, недостатки наших поучений; да даруют пользу душам чтящих оныя, и да сделают и написавшего, и чтящих эти поучения достойными милостей Божьих.

1888 года, декабря 6 дня.
Московского уезда, села Филей
Протоиерей Виктор Гурьев.