Пролог в поучениях | Спасо-Преображенский храм п.Энергетик

Кто желает спастись, тот не должен искать чудес

Кто желает спастись, тот не должен искать чудес, а должен поучаться в слове Божием и по оному располагать жизнь свою

(Слово от Евангелия, еже от Луки, о богатом безымянном и о убозем Лазаре)

В притче о богатом и Лазаре, из беседы Авраама с богатым мы знаем, что когда последнему было отказано в милости остудить язык его, то богатый стал просить Авраама, чтобы он послал Лазаря к братьям его сказать им, чтоб праведно жили, дабы не пришли в место мучения, в котором он был, – и что на это Авраам отвечал ему: имут Моисея и пророки, да послушают их… Аще же Моисея и Пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лук. 19:20-31). Из этого последнего чему научаемся мы? Тому, что чудеса в деле спасения тому, кто не слушается внушений Господа в слове Его, не помогут и не сделают его святым, а слово Божие ко спасению всегда действительно.
Так ли это на самом деле?
Так. «Посмотрите на неверующих Иудеев: каковы они были? Они, как говорит про них слово церковное, Писании не послушаху, ни мертвецы убо видяще воскрешаемы, яша веры, но и Лазаря убити хотяху, егоже от мертвых воззва Христос. И в распятие многим возставшим мертвым, они же паче лютее творяху: Апостолы бо Христа именуюшия побита. Аще бо сие чудо (т.е, если б кто из мертвых воскрес) приводило к вере, то бы Господь творил часто. Ныне же всех полезнее от Писании истину уведати. И аще бо мертвым восставати, многих бы дьявол прельстил мечтанием своим, нам же Господь Писание на утверждение предаде. Якоже свет просвещает всех, сице и Писание нас» (Прол. Июня 11).
И подлинно, не чудеса, а Писание просвещает нас и ведет ко спасению. Вот пример. В городе Тарсе Киликийском жил скоморох, именем Вавила; имел он беззаконное сожитие с двумя женами, и по делам своим был сосуд дьявола. Ему, однажды, пришлось быть в церкви, и когда он здесь слушал чтение Евангелия, то слова: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф. 4:17), произвели на него необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться и подлинно исправился. «Вавила, – говорит повествование о нем, – стал муж умилен, полон страха Божия, смирен и кроток, мнозем на пользу быв и, Богови угодив, в вечную преставися жизнь, о Христе Иисусе, Господе нашем» (Прол., Февр. 22).
Вот и еще пример: «Один монах пошел в церковь. Когда он входил в нее, лицо его было черно, как у эфиопа, бесы надругались над ним, Ангел-Хранитель издалека следовал за ним. Когда же, после службы, монах вышел из церкви, он был чист и светел, бесы далеко отстояли от него, и Ангел-Хранитель сопровождал его со светлым и радостным лицом. Монахи спросили: что с ним было в церкви? И он отвечал: «Я человек грешный и все дни жизни моей даже доселе провел в скверных деяниях. Но вот, вошедши ныне в церковь, я услышал чтение из книги пророка Исаии: омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваша от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро (Исаии 1, 16-17). Тогда…, если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю (1, 18), и если… послушаетесь, то будете вкушать блага жизни (1, 19). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: «Ты един еси, Боже, пришедый на землю грешные спасти! Что прежде чрез Пророков обещал, то ныне делом исполнил на мне, грешном и недостойном. Се бо отселе даю Ти слово, обещаяся усты и сердцем исповедаяся, яко не имам к тому того сотворити зла, но отметатися всякого беззакония и поработаю Ти с чистою совестью. Днесь убо, Владыко, приими мя кающегося и отгребающегося от всякого зла». С сими мыслями, – закончил речь свою инок, – я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить». Все прославили Бога.
Итак, братие, не в чудесах мы должны искать спасения, а в слове Божием. Есть у тебя Священное Писание, чего тебе еще? Или там мало сказано о том, что тебе нужно делать, чтобы спастись? Или истина его не запечатлена и чудесами, и самою Кровью Сына Божия? Нужно ли после приведенных примеров доказывать, что слово Божие может и теперь силою присущей ему благодати производить то же спасительное действие, которое производило в древние времена? Не ясно ли, что благодатный свет его светит всем и всех согревает в православной Христовой Церкви, что слушание его и чтение возвышает душу, возносит ее к Богу, возбуждает и питает чувства раскаяния во грехах, умиления, веры, надежды и любви к Богу, что блажени слышащии слово Божие и храняще е (Лук. 11:28), и что, наконец, блаженны будете и вы, если, отринув искание чудес, с благоговением будете читать и слышать оное и соблюдать его в мыслях, желаниях, словах и делах ваших? Аминь.

протоиерей Виктор Гурьев