Пролог в поучениях | Спасо-Преображенский храм п.Энергетик

Cколь прогневляет Бога скупость и неблагодарность

О том, сколь прогневляет Бога скупость и неблагодарность

(Слово о человеке, который спасся от болезни милостыни ради и паки раскаявся умре)
В болезнях, и особенно тяжких, и скупые часто делаются щедрыми. Желая выздороветь, но потеряв всякую надежду на помощь врачей, они, как и все, всё готовы бывают отдать, только бы встать с одра болезненна и избежать смерти, – благотворят щедрою рукою. Но прошла болезнь, и щедрости как не бывало! И забывает алчный до денег милость к нему Божью, ропщет на свою, как ему кажется, расточительность, и жалуется на свое малодушие, и на что – на что не готов бывает, только бы возвратить розданное во время болезни! Неблагодарность к Богу непростительная! Ожесточение крайнее! Выслушайте, братие, как гнев Божий постигает иногда подобных людей, и научитесь бегать скупости и неблагодарности к Богу. Некоторый человек, живший в Царьграде, тяжко разболелся и, будучи объят ужасом смерти, положил привлечь к себе милость Божью чрез милостыню. Он роздал нищим тридцать литр золота, и милостыня действительно спасла его. Он выздоровел. Что бы после сего, казалось, оставалось делать ему, как не день и ночь благодарить Бога за свое спасение? Но нет! Крепко затужил он о золоте своем, и мысль о розданной во время болезни милостыне не давала ему ни минуты покоя. Мучимый ею, он пришел раз к одному из своих друзей и открыл ему всю скорбь, Сей был человек благочестивый и милостивый и пожелал вразумить сребролюбца. «Брось, – сказал ему, – совет дьявольский и Бога, воскресившего тебя ради милостыни, не гневи. Иначе, кто знает? может, Он внезапною смертью тебя поразит, и тогда без покаяния умрешь». Но скупец этими словами не вразумился. Тогда друг сказал ему: «Ну, если не слушаешь меня, так вот что: пойдем со мною в церковь: там деньги твои я тебе возвращу, только скажи перед Богом, что не ты сотворил милостыню во время болезни твоей, а я». Сребролюбец очень рад был такому предложению, и оба пошли в церковь. Там получивши от друга золото и сказавши, чего он требовал, сребролюбец спокойно было пошел домой, но – увы! – дома своего увидать ему уже не пришлось. В дверях церковных он внезапно упал и тотчас же испустил дух. Ужас объял присутствовавших, которые во внезапной смерти неблагодарного скупца увидели явно наказание ему от Бога за его скупость и неблагодарность. Друг взял у умершего золото свое и тут же роздал оное бедным.
Ввиду столь разительного примера пагубных последствий скупости и неблагодарности к Богу что сказать, братие, тем из вас, которые чувствуют себя виновными в том или другом из этих пороков? Вместе с вышеупомянутым случаем припоминайте чаще и слова Евангельские к хотевшему разорить житницы свои и большие воздвигнуть: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут? (Лук. 12:20); и слова апостола Иакова: Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютех скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни и ризы ваша молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет (Иак. 5:1-3). Аминь.

протоиерей Виктор Гурьев